Русский Язык: Солнце, старик и девушка

Русский Язык: Солнце, старик и девушка

  1. Прочитайте текст, обсудите его.
    Опишите героев.
Анализ текста 

У героев рассказа нет имён, что приближает рассказ к притче, обобщает. Три главных героя вынесены в название.

Солнце – единственное, что доступно зрению старика, главное в его жизни. Он видит свет и смотрит на свет, может быть, не только на закате. Шукшин отмечает, что глаза старика слезятся.

Главным героем солнце делает девушка, видящая в трудной и простой жизни старика много общего с солнцем. Но читатель, если постарается, увидит ещё одно важное свойство: и старик, и солнце равнодушны к происходящему на земле. Девушка удивлена спокойствием и умиротворённостью старика, а он смотрит на все события своей жизни уже как будто из вечности. Может быть, он потому так долго и живёт, что стал равнодушным к происходящему? А как только ожила в нём душа (разбудила её девушка своими вопросами о прошлом), так он и почувствовал ломоту – боль души.

Старик в рассказе – воплощение мудрости, хорошо прожитой жизни и довольно счастливой старости. Его любят внуки, которые иногда приезжают из города, о нём заботится один из сыновей и невестка. Старик ни для кого не стал обузой, он самостоятельно передвигается, несмотря на слепоту и 80-летний возраст. Старик даже продолжает наслаждаться жизнью, откуда поразившее девушку умиротворение. Его, очевидно, ежедневный ритуал наблюдения заката – развлечение и удовольствие старости.

Но старик, как и солнце, одинок. Он устремляется к солнцу в поисках тепла, которого не находит в общении с сыном и невесткой. Да и общения никакого нет.

Старик остро чувствует свою ненужность. Внуки выросли, и давно он никому не объяснял, как называется камешек. Собеседника он находит в незнакомой девушке, сумевшей увидеть в нём что-то главное. Исчезновение старика для неё подобно исчезновению солнца на небе. Она идёт искать старика, плачет о его смерти (а сын не плачет или скрывает слёзы).

Девушка – третья главная героиня рассказа. Ей 25 лет, она художница, приехавшая из далёкого города на этюды.

Она сама себя не считает хорошей художницей. Судя по тому, что, рисуя старика, девушка всё время стирает, у неё действительно не очень хорошо получается.

Почему же девушка стала художницей? У неё особый дар – видеть красоту в обыденном, внутреннюю красоту. Потому она так и привязывается к старику, что за старостью и морщинами видит его сердце. Девушка тоже по-своему слепа: она видит неправильно. Например, её старший наставник и, видимо, важный для неё молодой человек недоволен  тем, что она рисует стариков. Сам старик несколько раз обращает внимание собеседницы на окружающую природу, но она как будто не замечает красоты пейзажа, сосредоточившись на главном – человеке. Дважды она возражает старику, что он красивый, называя его ласково дедушкой.

  1. Переведите отрывки на русский язык. Откуда эти отрывки? Сопоставьте их с текстом.
– Դու դեռ չե՞ս քնել: Չէ՞ որ արդեն գիշեր է:
– Պապիկ, այս գրքում այնքան գեղեցիկ թիթեռներ կան: Դու ամեն ինչ գիտես: Ասա, որտե՞ղ են նրանք ապրում:
– Քնիր, թոռնիկս: Հիմա ուշ է: Թիթեռների մասին ես կպատմեմ վաղը: Բարի գիշեր: Քնիր, քնիր բալիկս:
– Իսկ դու՞:
– Էհ, թոռնիկս, ես ծերությունից կորցրել եմ քունս:
– Խեղճ պապիկ, մի՞թե քունը կարելի է կորցնել: Եթե ես կարողանայի գտնել այն:
— Вы еще не спали? Уже ночь?

— Дедушка, в этой книге так много красивых бабочек. Ты все знаешь. Скажите им, где они живут.

— Спи, моя внучка. Сейчас уже слишком поздно. Я расскажу тебя о бабочках завтра. Спокойной ночи Спи, спи, мой ребенок.

— А ты?

— О, моя внучка, я давно потерял сон.

— Бедный дедушка, можно ли потерять сон? Если бы я мог найти это.

 
  
-Ինչո՞ւ ես լալիս, ծերուկ:
– Ինչ-որ մի բան սխալ է: Ես ապրում եմ այստեղ շատ վաղուց, բայց շուրջս ոչինչ չի փոխվում, և ես հոգնե՜լ եմ…Իսկ դո՞ւ ով ես:
– Ե՞ս: Աղջիկ:
– Աղջի՞կ: իսկ ի՞նչ է այդ:
– Այդ ես եմ:
– Մմմմ, որտեղի՞ց դու եկար:
– Ես եկա իմ սենյակից: Այս նկարը այնտեղ է կախված:
– Ի-իսկ ինչպե՞ս դու հայտնվեցիր նկարի մեջ:
– Ինձ օգնեցին թիթեռնիկները:
– Ուրեմն, դու կարո՞ղ ես մտնել նկարի մեջ:

-Почему ты плачешь, старик?

— Что-то не так. Я давно здесь живу, но вокруг меня ничего не изменилось, и я устал … А ты кто?

-Я? девушка.

-Девушка? и что это?

— Это я.

— Ммммм, откуда ты пришла?

— Я вышел из своей комнаты. Эта картина висит там.

— Как ты оказались на картинке?

— Бабочки помогли мне.

— Так ты можешь войти в картину?


  • Прямая и косвенная речь. 

1.  Студент говорит: «Я живу в общежитии и учусь на медицинском факультете». Студент говорит, что он живет в общежитии и учится на медицинском факультете. 2. Моя сестра пишет: «Я тоже хочу учиться в университете». Моя сестра пишет, что она тоже хочет учиться  в унниверситете. 3. Мария говорит: «Я уже хорошо понимаю по-русски». Мария говорит, что она уже хорошо понимает по-русски.  4. Наш преподаватель сказал: «На факультете учатся иностранные и студенты». Наш преподаватель сказал, что на факультете   учатся иностранные студенты. 5. Артур сказал: «Я хочу хорошо знать русский язык». Артур сказал, что он хочет хорошо знать русский язык.

Образец: Моя подруга спросила меня: «Ты согласна со мной?»
Моя подруга спросила меня, согласна ли я с ней.
1. Родители спросили сына: «Ты рад нашему приезду? Родители спросили сына, рад ли он их приезду.  2. Анна спросила учителя: «Вы будете проверять домашнее задание?».  Анна спросила учителя, будет ли он проверять домашнее задание. 3. Мы спросили гида «Можно зайти внутрь?». Мы спросили гида, можно ли зайти внутрь. 4. Дети постоянно спрашивали у вожатой: «Когда обеденный перерыв?». Дети постоянно спрашивали у вожатой,   когда обеденный перерыв. 5. Мы решили уточнить у продавца: «Будут новые поступления?». Мы решили уточнить у продав ца, будут ли новые поступления.

Напишите, что вам или вашим друзьям нужно сделать.
1. Если вы хотите хорошо узнать город, в котором вы живёте, читайте  . 2. Чтобы познакомиться с новыми людьми, пойдите в клуб. 3. Если ваш друг хочет заниматься спортом, пуысть запишетяся в какую-нибудь секцию . 4. Если вы оставили телефон в автобус, обратитесь в полицию . 5. Чтобы организовать интересную экскурсию, нужно хорошо знать историю города . 6. Чтобы хорошо знать иностранный язык, нужно учить новые слова .

Восстановите текст, заполнив пропуски.
В Москве создали Институт русского языка А. С. Пушкина. Он находится на улице Волгина. В этом институте учатся иностранные студенты, которые изучают язык для преподавания в  своих странах, аспиранты и стажёры, преподаватели русского языка. Они приехали из разных стран мира, из разных городов и областей России. Каждый год здесь учится 4500 студентов из разных стран . Преподаватели и сотрудники Института русского языка имени А. С. Пушкина работают в других странах, например, в Индии, в Нигерии, в Англии, в Китае, в Алжире. Они преподают русский язык, читают лекции, выступают на научных  конференциях . Они создают учебники русского языка.
В городе есть гостиница, где живут не только преподаватели, стажёры и аспиранты, но другие российские слушатели этого института, есть актовый зал , столовая, научная библиотека, много современных аудиторий.
Здесь есть Пушкинский клуб, который позволяет слушателям лучше узнать великого
русского поэта А. Пушкина, время, в которое он жил, какую роль он сыграл в русской литературе. Пушкин является создателем русского литературного языка, поэтому Институт русского языка носит его имя.


7.Вместо прочерков поставьте глаголы в нужном
времени.
1. Сейчас студенты пишут диктант. Вчера они тоже писали диктант. Что студенты делали вчера? 2. Я жду друга в метро. Утром я тоже ждал его в метро. Что он делал утром? Кого он ждал в метро? Где он ждал друга? 3. Друзья гуляют по Минску. В воскресенье они тоже гуляли по Минску. Что они делали в воскресенье? Когда они гуляли по Минску? 4. Сейчас его семья живёт в Минске. А раньше она жила в Москве. Где раньше жила его семья? Когда его семья жила в Минске? 5. Сейчас Анна звонит домой. Вчера вечером она тоже звонила домой. Что Анна делала вчера вечером? Вчера вечером она звонила домой?


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

թարգմանույթյուն ժարգոնային բառերի

Իմ անոնը Արամ է /Վերլուծություն/

Սասունցի Դավիթը "Քաջի մահը և կույրունը"